========================
== IT researcher blog ==
========================

Про тяжесть обучения

Psychology Learning

Сначала нужно принять простую истину - изучение чего-то нового это тяжело по умолчанию.
Люди постоянно пытаются изменить структуру обучения, добавить геймификацию, делать все весело и задорно, но если вглядеться в базовые механизмы - это физическое мучение для нашего мозга.
Представьте - мозгу нужно наращивать новые нейронные связи, тратить кучу энергии.
С физиологической точки зрения вы не объясните ему всю перспективность и важность этой деятельности для вашего совместного будущего.
Этот мешок в черепной коробке хочет получать калории, экономить энергию и размножаться.

А вы тут со своим обучением и желанием стать программистом, например.
Тоесть, вынуждаете его заниматься самой энергозатратной деятельностью - думать.

И начинается:

  • Я ничего не понимаю
  • Прокрастинация
  • Нет сил
  • Нет времени (да, пялиться на пикабу есть, а на дело нет)
  • Другой язык будет проще (и тут рекурсия)
  • Надо найти способ выучить все проще, веселее, быстрее
  • Чо так долго…
  • Может курс не тот
  • Книга не та
  • Компьютер не подходит
  • и тп.

Пример:

В данный момент я изучаю ассемблер, дизассемблирование и все что с этим связано.
Если проводить аналогию - это как если бы 11 летнему мне дали разбираться с программированием на Java (весь мой предыдущий опыт в веб-программировании мне сейчас очень мало помогает).
И то, что я вам рассказывал и рассказываю об эффективном процессе обучения (заметьте - не приятном, а эффективном), не делает это все веселой и легкой затеей для меня самого.
Я не суперчеловек, для меня работают все теже физиологические и психологические законы.
Мне также скучно (когда приходится впихивать в себя непонятную но необходимую теорию), также ко мне приходят приступы прокрастинации, и так же тяжело бывает понять некоторую информацию, приходится перечитывать, переделывать заново, ошибаться и пересматривать материалы чтобы дошло.

Тоесть - мы с вами одинаковы в плане работы нашего мозга, описанное выше не является сокровенной тайной, мы все это прекрасно и без меня понимаем.

Ок, я в этих условиях делаю следующее:

  • Когда “что-то не охота”, а я еще не начал - я понимаю, что мозг просто боится сложной информации которую сейчас придется в него загрузить.
  • Порой нужно просто сделать усилие, да, заставить себя, а кто говорил что будет легко?
  • Делаю перерывы, но контролирую их продолжительность.
  • Не обманываю себя, считая что устал, когда не с чего по сути уставать.
  • Когда не находится времени на дело, но находится время на все остальное, понимаю что лишь отсрачиваю неприятный процесс обучения (это не только к обучению относится).
  • Если от меня это зависит (тоесть это не план курса которому я следую, а персональное обучение), стараюсь делать основой практику, так как она увлекательна и позволяет лучше понимать то что происходит. Она же возвращает интерес к предмету если вы перегружены теорией.
  • Если я чего то не понимаю, то значит пойму со временем, это не повод бросать все дело. Нужно просто возвратиться к этому куску информации позже столько раз сколько нужно.
  • Понимаю - требуется много времени (я оперирую годами) чтобы что-либо изучить и вникнуть.
  • Наверняка есть что-то еще, но данный момент именно это приходит в голову.

Коротко - я стараюсь быть честным с собой, и не прикрываться отговорками, понимаю что процесс обучения - это процесс, он требует большого количества времени и усилий, а что делаете вы в подобных ситуациях?